(Успенский Константин Александрович; 8.09.1804, Кострома - 19.04.1885, Москва), еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии, начальник первой Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ), путешественник, историк, церковный дипломат, востоковед, археограф, коллекционер. Род. в семье псаломщика костромского кафедрального Успенского собора Александра Матвеевича (1772-1827) и Дарьи Степановны (1776-1865); вместе с матерью часто паломничал по мон-рям, называл ее «первым своим кормчим». С детства знал наизусть «стихиры, догматики, тропари, ирмосы и проч., и проч. до Взбранной Воеводе» (Книга бытия моего. 1896. Т. 4. С. 346; 1903. Т. 8. С. 539). Сестры П.: старшая - Любовь (в замужестве Лапшина) и младшая - Серафима (в замужестве Николаевская). С 1813 г. обучался в Костромском ДУ, с 1818 г.- в Костромской ДС; любимыми предметами были философия и история. Обладал прекрасным дискантом, пел в семинарском хоре, в последние годы обучения был регентом. Любовь к церковной музыке сохранил на всю жизнь; во время путешествий по Востоку занимался разысканием древних муз. греч. рукописей (Герцман. 1996). По окончании семинарии в 1824 г. назначен учителем греч. языка в низшее отделение духовного уч-ща г. Макарьева на р. Унже Костромской губ.
В 1825 г. К. А. Успенский поступил в СПбДА, чему содействовал бывш. семинарский учитель греч. языка Ф. П. Москвин (впосл. Арсений, митр. Киевский). Среди академических наставников П. был архим. св. Иннокентий (Борисов). Успенский окончил курс старшим кандидатом (14-м по разрядному списку) с правом получения степени магистра по прошествии года. 15 сент. 1829 г. пострижен в монашество, 18 сент. получил степень магистра, 20 сент. рукоположен в сан диакона, 25 сент.- в сан иерея. 9 нояб. 1829 г. Успенский был определен законоучителем в С.-петербургский 2-й кадетский корпус; 9 нояб. 1830 г. удостоен степени магистра богословия.
2 сент. 1831 г. П. переведен в Одессу законоучителем в Ришельевский лицей. 15 февр. 1832 г. назначен членом правления лицея, 18 марта того же года - цензором при Одесском цензурном комитете. 4 марта 1833 г. награжден золотым наперсным крестом из Кабинета Его Имп. Величества, избран директором Одесского попечительного комитета о тюрьмах. 1 мая 1834 г. назначен настоятелем одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, 20 мая возведен в сан архимандрита. 24 марта 1834 г. избран корреспондентом конференции КДА при ректоре архим. Иннокентии (Борисове). С 21 окт. 1835 г. член Одесского статистического комитета, с 16 авг. 1837 г. присутствующий в Херсонской духовной консистории. После преобразованиея Ришельевского лицея, 1 янв. 1838 г., П. был назначен профессором богословия, церковной истории и канонического права в лицее, нередко произносил проповеди. В 1838 г. избран директором Одесского попечительного комитета. 18 июля 1838 г. определен ректором новооткрытой Одесской (Херсонской) ДС, профессором богословских наук. В июне-июле 1840 г. по поручению архиеп. Херсонского и Таврического Гавриила (Розанова) обозревал Херсонское и Елисаветградское духовные уч-ща. 23 апр. 1839 г. избран действительным членом Одесского об-ва истории и древностей. П. был духовником многих аристократических семейств, обучал Закону Божию детей новороссийского ген.-губернатора гр. М. С. Воронцова. В числе друзей и покровителей П. был дипломат и литератор А. С. Стурдза (1791-1854), направивший любознательность молодого архимандрита в сторону христианского Востока для изучения новогреческого языка, поддерживавший его и помогавший сближению с влиятельными при Дворе «добрыми христианками» гр. Е. Ф. Тизенгаузен (1803-1888) и Т. Б. Потёмкиной (1797-1869). Завязанные П. в Одессе дружеские знакомства имели большое влияние на его служебную и научную карьеру. Впоследствии он вспоминал, что жизнь в Одессе «была счастлива» и называл Одессу «любимым городом» (Книга бытия моего. 1894. Т. 1. С. 2; 1903. Т. 8. С. 523). В 1836 г. П. путешествовал с научными целями по Крыму и Бессарабии.
15 нояб. 1840 г. по собственному желанию и ходатайству обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова П. назначен настоятелем церкви при имп. российской миссии в Вене, куда «поехал с тем намерением, чтобы, по прошествии трех или четырех лет на службе при тамошнем посольстве, отправиться в Иерусалим на поклонение Гробу Господню» (Там же. 1894. Т. 1. С. 132). 3 мая 1841 г. выехал из С.-Петербурга; с этого дня начинаются записи в дневнике П. «Книга бытия моего». 17-18 мая провел во Львове, 22 мая прибыл в Вену. Летом 1842 г. совершил поездку по Далматинскому побережью, от Триеста до Каттаро (ныне Котор, Черногория), знакомился с бытом и памятниками письменности юго-зап. славян (Там же. С. 34-102).
В июне 1842 г. во всеподданнейшем докладе вице-канцлера гр. К. В. Нессельроде о положении правосл. Церкви на Востоке было сказано о необходимости (ввиду активизации иноверных миссий) присутствия в Иерусалиме в качестве паломника «благонадежной и образованной особы из российского духовенства» в сане иеромонаха или архимандрита (Мат-лы для биографии. 1910. Т. 1. С. 5-8). В авг. 1842 г. П. был отозван из Вены и по рекомендации Стурдзы (указами Синода от 4 и 16 нояб. того же года) назначен для служения в Иерусалим. При подготовке к выполнению важного гос. поручения П. «испытывали» высшие чины Мин-ва иностранных дел - директор Азиатского департамента Л. Г. Сенявин и вице-канцлер Нессельроде; беседовал П. также с обер-прокурором гр. Протасовым. 23 мая 1843 г. П. покинул С.-Петербург, с 10 июня по 20 сент. находился в Одессе, изучал новогреч. язык, пользуясь б-кой Стурдзы. В К-поле (22 сент.- 16 окт.) П. получил дальнейшие инструкции от В. П. Титова, К. М. Базили и других служащих МИД. Был принят патриархом К-польским Германом IV, патриархом Иерусалимским Афанасием V, архиеп. Фаворским Иерофеем (с 1850 патриарх Антиохийский), встречался с греч. богословом свящ. К. Икономосом, вместе с секретарем рус. посольской церкви посетил школу на о-ве Халки, общался там с иером. Варфоломеем (Кутлумушским), известным как «последний книжник Афонский» (Афонские книжники. 1883. С. 75).
23 окт. 1843 г. П. высадился в Бейруте, 26 окт. перешел горы Ливан и Антиливан и 29 окт. прибыл в Дамаск, ок. 2 недель гостил «яко сын у отца» у Антиохийского патриарха Мефодия; посетил Сайднайский монастырь, обители первомц. Феклы и мучеников Сергия и Вакха в Маалуле и др., изучал хранившиеся в них рукописи, иконы, настенные надписи. От патриарха Мефодия П. получил копии 2 важных араб. сочинений по истории Антиохийской Православной Церкви: «Истории патриархов Антиохийского престола» свящ. Михаила Брейка и повествования о распространении в Сирии католич. унии (одна из редакций т. н. Бейрутской церковной летописи). П. заказал их переводы на греч. и итал. языки, сличив которые, издал оба текста в переводе на рус. язык с кратким экскурсом в историю их создания и приобретения (Сирия. 1: Список Антиохийских патриархов. 1874; Сирия. 2: Сказание о Сирийской унии. 1874), введя т. о. эти источники в научный оборот задолго до критического издания их араб. оригиналов.
14 нояб. 1843 г. П. выехал в Триполи, по пути посетил мон-рь Баламанд, встречался с митрополитами Аркадийским Захарией и Триполийским Иоанникием. По прибытии 4 дек. в Бейрут познакомился с путешественником-востоковедом И. Н. Березиным (рецензию Березина на книги П. см.: ЖМНП. 1857. Ч. 93. № 3. Отд. 6. С. 141-150). 10 дек. с караваном из 25 чел. в сопровождении вооруженных проводников-бедуинов П. двинулся в Иерусалим через Сидон, Тир, Тантуру, Кесарию Палестинскую, Яффу, Рамлу и 20 дек. 1843 г. достиг Св. града. За время пребывания в Иерусалиме П. познакомился с членами Иерусалимского Синода, арм. патриархом Иерусалимским Закарией (Гопеци), англикан. еп. М. С. Александером и др. Осмотрел б-ку Иерусалимской Патриархии, муж. и жен. обители. В мае-авг. 1844 г. поднимался на Елеонскую гору, ездил в Айн-Карем, посетил католич. мон-рь св. Иоанна Предтечи, пещеру прав. Лазаря близ Вифании, Хеврон, побывал у Мамврийского дуба. «Мне так понравилось это место, что я остался бы тут на всю жизнь, устроив обитель из скиний для иноков» (Книга бытия моего. 1895. Т. 2. С. 32-34). Несмотря на опасность подвергнуться нападению разбойников, в сопровождении 6 чел. посетил мн. селения и местности Палестины: Хермель, Маон, Ютту, Газу, Аскалон, Раму, Джифну, Акру, Галилею и др., а также Саввы Освященного лавру. В Иудейской пустыне, недалеко от Иордана, П. обратил внимание на заросли растения, которые посчитал «акридами» (см.: Мк 1. 6). Отросток растения с листьями, которые оказались «вкусны и солоноваты», П. вывез в Россию, чтобы показать «ученым богословам» и доказать, что акриды - это листья, а не саранча. 3 авг. 1844 г. Иерусалимский Синод возложил на П. золотой наперсный крест на фиолетовой ленте «с частию Животворящего Древа и снабдил… грамотою» (Книга бытия моего. 1895. Т. 2. С. 127, 339).
1 сент. 1844 г. П. возвратился в К-поль, оставался здесь до кон. янв. 1845 г. После кончины 16 дек. 1844 г. патриарха Иерусалимского Афанасия V наблюдал и описал выборы нового патриарха и сопутствовавшую им борьбу (Там же. С. 356-376). В К-поле П. представил посланнику Титову несколько документов. В записке «О положении Иерусалимской Церкви и мерах поддержания Православия в Палестине» П. обобщил свои впечатлении о состоянии ближневост. правосл. Церквей, которое представлялось ему крайне тяжелым. Вину за это архимандрит возлагал прежде всего на греч. духовенство, управлявшее Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами. П. впервые высказал мысль о необходимости направить в Иерусалим духовную миссию под началом епископа, состоящую из нескольких священнослужителей (с академическим образованием), певчих, лекаря и иконописца, определил круг задач и целей миссии. Главной из них была поддержка палестинского Православия в ситуации, когда греч. иерархия была неспособна решать проблемы, стоявшие перед Иерусалимской Православной Церковью (ИПЦ). Миссия должна была оказывать определяющее влияние на Патриархию в сфере организации народного просвещения, отношений с араб. духовенством, расходования рус. милостыни, борьбы за возвращение в Православие униатов. Предполагалось, что миссия возьмет на себя противодействие протестант. пропаганде, будет ходатайствовать за арабов-христиан перед османскими властями, осуществлять контроль над рус. паломниками в Иерусалиме (Мат-лы для биографии. 1910. Т. 1. С. 51-96). В записках «О Палестинских св. местах» (от 18 окт. 1844) и «Об учреждении в Иерусалиме духовного посольства церкви российской к Церквам Палестинской, Александрийской и Антиохийской» (от 6 янв. 1845) П. предлагал устроить в иерусалимском мон-ре арх. Михаила или на Елеонской горе рус. общежительный мон-рь 1-го класса, к-рый находился бы в непосредственном ведении Синода. Эта записка П. (наряду с др. материалами) легла в основу обсуждения вопроса об учреждении РДМ в Иерусалиме.
С кон. янв. по 25 июня 1845 г. П. находился в Египте. В февр.-марте посетил Мемфис, Карнак, Луксор, Фивы, Карун и др., обозрел мон-ри Коптской Церкви, имея поручительные письма копт. патриарха Петра VII. 2 апр. вернулся в Каир, с 19 апр. по 29 мая совершил путешествие на Синай. В монастырском книгохранилище П. обнаружил знаменитый Синайский кодекс Библии (IV в.). 1 июня 1845 г. направился в Нитрийскую пустыню (Вади-эн-Натрун; см. Скит), где посетил неск. копт. обителей, в т. ч. монастырь прп. Макария Великого (Дейр-Анба-Макар). В общей сложности в 1-й приезд в Египет в 1845 г. посетил 34 копт. мон-ря (Путешествие в Нитрийские мон-ри в Ливии. 1868). Помимо дневниковых записей описания путешествий П. содержат исторические сведения, почерпнутые из бесед с духовенством и материалов монастырских и др. местных архивов. П. первому из русских довелось побывать в нитрийских мон-рях и написать краткую историю местного пустынножительства. 25 июня он покинул Египет и направился в К-поль, а оттуда 30 июля выехал в Фессалонику (Солунь).
Идею путешествия на Афон П. «подсказал» афинский архим. Анатолий, с к-рым он познакомился в 1844 г. в Иерусалиме. Большую поддержку в осуществлении этих планов П. встретил со стороны главы российской дипломатической миссии в К-поле посланника Титова. Разрешение Синода было получено, и П., прибыв на Афон 11 авг. 1845 г., осмотрел 8 мон-рей и 2 скита. В донесении от 4 окт. 1845 г. на имя гр. И. И. Воронцова-Дашкова Титов ходатайствовал о продлении срока командировки П.: «Судя по недавнему письму ко мне архимандрита Порфирия, он нашел в Афонской Горе богатые источники занятий по исторической и духовной части» (АВП РИ. Ф. 180: Посольство в К-поле. Оп. 517/1. Ед. хр. 359. Л. 210-210 об.). После того как П. сообщил, что «не успел в предназначенный срок окончить возложенные на него наблюдения» и что «по сим причинам он убедительно просит ныне о разрешении ему остаться еще на один год на Востоке», посланник полагал «полезным удовлетворить просьбе сего духовного лица для наилучшего приведения к концу важных и благонамеренных исследований, которые при успешном оных окончании дадут возможность иметь точное понятие о всех главнейших отраслях православной Церкви на Востоке». При этом Титов дал самый положительный отзыв о П., к-рый «при посещении святых мест не переставал оправдывать доверие начальства скрытностью и осмотрительным образом своих действий, так что его присутствие нигде не подало доселе повода к беспокойствам и напрасным толкам» (Там же. Л. 312-312 об.).
Однако ходатайство МИД встретило категорическое несогласие обер-прокурора Протасова, к-рому, как передал П. посланник, «дико показалось его прошение о дозволении продолжить ученые занятия на Афоне в течение круглого года». Но архимандрит продолжал настаивать, и посланник «дал ему позволение ехать обратно на Афон». Получив «внушительный приказ с севера поспешить с возвращением в Петербург» (Дмитриевский. 2009. С. 67), П. был вынужден прервать свои научные изыскания и готовиться к отъезду в Россию.
За время пребывания на Афоне, с 11 авг. 1845 по 1 июля 1846 г. (за исключением 3 февр.- 23 марта, когда находился на лечении в К-поле), П. посетил «все 20 монастырей, 7 скитов и некоторые келлии». В 1-е путешествие на Св. Гору П. успел «не только перечитать, переписать частию в целости, частию сокращенно, и выметить большое число актов, но и сделать точнейшие снимки (facsimile) с весьма многих из них и с некоторых древних икон и рукописей греческих и славянских, накладывая на них тонкую прозрачную бумагу... пропитывая ее деревянным маслом и высушивая на солнце» (Указ. актов. 1847. С. 2-3). По возвращении в С.-Петербург П. подготовил и в 1847 г. издал «Указ. актов, хранящихся в обителях Св. горы Афонской», который стал 1-м «обстоятельным описанием почти 500 письменных тамошних памятников» и получил высокую оценку европ. ученых (Пономарёв. 1878. С. 1). В 1848 г. вышло «Описание монастырей афонских в 1845-1846 гг.: (По актам)». Отрывки о путешествии П. на Афон в 1846 г. появлялись в печати и позднее. В 1878 г. вышло исследование «Стихирарные пииты» (К., 1878) о различных гимнографах, в т. ч. о прп. Никодиме Святогорце. П. хотел выучиться «знамениям греческим», чтобы переложить их на ноты церковного обихода. В 1861 г. на подворье Екатерины великомученицы монастыря на Синае, расположенном в каирском р-не Джувания, П. обнаружил певч. рукопись, в к-рой греч. песнопения были переложены на «церковнообиходные» ноты. По мнению П., рукопись относилась к кон. XVIII в., принадлежала патриарху К-польскому Констанцию I, ноты переложены во время его обучения в 1790-1794 гг. в Киево-Могилянской академии. Благодаря этой рукописи в 1868 г. П. смог возобновить использование в рус. обиходе греч. пения - «изрядного осьмогласия». По инициативе П. в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила мужском монастыре раз в году «пелась обедня» по греч. нотам.
После Афона П. направился в К-поль, где пробыл с 6 по 17 июля 1846 г. На обратном пути в Россию путешествовал по Валахии (июль) и Молдавии (авг.), посетил Бухарест и Яссы, осмотрел 24 валашские и молдавские обители. В следующую поездку в Иерусалим П. предполагал собрать сведения «о всех этих обителях, завещанных Гробу Господню» (Книга бытия моего. 1896. Т. 3. С. 29).
С 20 авг. по 25 сент. 1846 г. П. гостил в Одессе и готовился представить Синоду соч. «Восток в свето-тени его» (Там же. С. 48). Беседы со Стурдзой, по признанию П., придали ему «твердость защищать единоверцев наших на Востоке» (Там же. С. 49). По пути в С.-Петербург П. заезжал в Харьков к своему бывш. наставнику архиеп. Иннокентию (Борисову) и в Москву к свт. Филарету (Дроздову). Из первой поездки на Восток П. сделал вывод, что «Русская Церковь ныне во многом разнится от матери своей Восточной», и связывал это с «некими переменами», вызванными соприкосновением России с католическим и протестантским Западом (Там же. С. 19). В беседах со мн. лицами (в т. ч. митр. Филаретом и архиеп. Иннокентием) и в записках, подаваемых обер-прокурору Синода и в МИД, он открыто высказывал свои суждения об этих «недогматических разностях». После бесед П. с еп. Дмитровским Иосифом (Кобыльским-Богословским) последний сказал ему: «Ваши идеи произведут полный переворот в нашей Церкви» (Там же. С. 96). 19 окт. 1846 г. П. вернулся в С.-Петербург, с 1 нояб. проживал в Александро-Невской лавре. Указом Синода от 16 янв. 1847 г. причислен к С.-Петербургской епархии в ответ на прошение от 19 дек. 1846 г. о назначении места для продолжения службы с выдачей жалованья.
В янв.-марте 1847 г. П. представил обер-прокурору Протасову и в Азиатский департамент МИД отчеты о командировке и несколько записок, в частности: «Записку о Сирийской Церкви» (Мат-лы для биографии. 1910. Т. 1. С. 161-214), «Историческую записку об иерархических расколах в православной Церкви Сирийской» (Там же. С. 215-222), «Записку об унии в пределах Антиохийского патриархата» (Там же. С. 222-267). Эти тексты были высоко оценены в МИД (Нессельроде отозвался о П. с «отменною похвалою») и более прохладно - обер-прокурором Протасовым. Дело об учреждении РДМ в Иерусалиме, ее статусе, составе и начальнике обсуждалось неск. месяцев. В частности, в проекте 1-го церковного учреждения в Иерусалиме, поданном посланнику в К-поле Титову в 1845 г., П. поставил вопрос о разделении функций дипломатического и церковного ведомств на Св. земле.
11 февр. 1847 г. имп. Николай I Павлович одобрил записку Нессельроде об учреждении РДМ. В ее состав помимо П. вошли иером. Феофан (Говоров) (см. Феофан Затворник, свт.) и 2 студента СПбДА - Н. П. Крылов и П. А. Соловьёв. Перед отъездом П. получил от митр. С.-Петербургского Антония (Рафальского) рекомендательное письмо к патриарху Иерусалимскому Кириллу II.
14 окт. 1847 г. члены миссии покинули С.-Петербург, 17 февр. 1848 г. прибыли в Иерусалим. Сотрудникам миссии был предоставлен Михаило-Архангельский мон-рь. Одной из приоритетных задач для П. была катехизация местного араб. населения, распространение грамотности и просвещения. При содействии П. 14 июня 1849 г. в мон-ре Св. Гроба было открыто духовное училище для сельских священников, переведенное в 1852 г. в мон-рь Св. Креста; П. вошел в правление попечительства, в ведении которого должны были находиться все уч-ща в пределах ИПЦ. В Иерусалиме были учреждены школа для девочек и типография при Патриархии (1852) для печатания книг на араб. и греч. языках. Патриарху Александрийскому и Екатерининскому мон-рю на Синае выделялись пособия. Во время пребывания П. в Иерусалиме были открыты новые церкви в Яффе, Джифне, Рамалле и Рафидии, бедные сельские причты в неск. селениях получили от П. церковные облачения, 3 раза в год (перед Рождеством Христовым, Пасхой и Успением) он раздавал деньги беднейшим жителям Вифлеема и Бейт-Сахура.
П. принимал участие в деле о починке купола Гроба Господня (Воскресения Христова) храма в Иерусалиме и в закрытии тур. гарема на крыше рядом с ним, инициировал построение в Иерусалиме собственного дома для РДМ вместо малопригодного для жилья Архангельского мон-ря. Строительство было завершено к началу Крымской войны и отъезду членов миссии из Иерусалима, дом получил у Святогробской братии наименование «Порфирьевского» и был использован при возобновлении РДМ в 1857 г.
Значительное время занимали контакты П. с патриархом Иерусалимским Кириллом II и членами Иерусалимского Синода. П. также поддерживал отношения с арм. патриархом Закарией. Непростыми были контакты с духовенством иноверных конфессий, все более активно действовавших в Палестине, в частности с католич. патриархом Джузеппе Валергой, прибывшим на Св. землю после восстановления лат. Иерусалимского Патриархата (1847) (см.: Смирнова. 2014).
В 1850 г. П. закончил перевод и подготовил к печати труд «Симаида, или История Аполлоновой школы на острове Сими и церковных живописцев, написанная иером. Мелетием Хиосцем в 1236 г. по Р. Х.» (Мат-лы для биографии. 1910. Т. 1. С. 489), перевел на рус. язык акты визант. императоров, составил хронологический список «песнослагателей греческих». Ученые занятия П. и др. членов РДМ фиксировались в ежегодных отчетах архимандрита (Там же. С. 471-692).
Летом 1848 г. П. совершил ряд поездок по окрестностям Яффы, посетив Аполлонию, Рас-эль-Айн, Ямнию и Абуд. С 18 марта по 17 авг. 1850 г. члены миссии во главе с П. были в Египте. В Александрии они посетили мон-рь св. Саввы Освященного, затем на лодке поднялись по Нилу к Каиру и там встретили Пасху. П. беседовал о совр. положении Александрийской Православной Церкви с патриархом Иерофеем II Сифниотом, с к-рым познакомился во время 1-го посещения Египта в 1845 г., занимался в б-ке подворья мон-ря вмц. Екатерины и в Патриаршей б-ке. В последней П. сделал много находок, изучал и делал выписки из рукописи митр. Газы Палестинской Паисия Лигарида о патриархе Московском и всея Руси Никоне (Минове) и Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Эти извлечения и свои суждения о них П. привел в итоговом отчете о миссии, поданном в 1855 г. (Там же. С. 573-614). В той же б-ке П. обнаружил 100 проповедей и 96 Слов Александрийского патриарха свт. Герасима II Паллады (1688-1710; Александрийского патриарха Герасима Слово. 1859), 6 бесед митр. Ливийского Самуила Капасулиса (патриарх Александрийский в 1710-1712, 1714-1723), письма и грамоты Антиохийских патриархов, греч. гимнографические рукописи, по к-рым «замечены эпохи преобразования церковного пения, и получены понятия о теории и мистицизме сего пения». Из всех рукописей сделал «надобные извлечения» (Там же. С. 489).
Из Каира П. и его спутники отправились в копт. мон-ри св. Антония Великого и св. Павла Фивейского. Поездка к этим обителям заняла ок. 2 недель, с 27 апр. по 11 мая; накануне отъезда П. и его спутники нанесли визит копт. патриарху Петру VII, снабдившему их поручительными письмами к игуменам. Во время поездки, часть к-рой была совершена в лодках по Нилу, а часть верхом, П. беседовал с проводником игум. Давудом (с 1854 копт. патриарх Кирилл IV) и почерпнул много сведений о вере и об обычаях коптов. После возвращения в Каир и недолгого пребывания там (П. продолжил изучение рукописей Патриаршей б-ки) члены миссии совершили путешествие на Синай. С 14 по 30 июня П. и его спутники были в мон-ре вмц. Екатерины, в нач. июля ездили в Раифу (Эт-Тур), 6 июля вернулись в Синайский мон-рь и оставались в нем до 24 июля. П. изучал древние рукописные книги и иконы, нашел глаголическую и груз. Псалтири (2-е путешествие. 1856. С. 77, 163). В свою коллекцию П. отобрал «лучшие образцы старинного письма греческого, грузинского, армянского, абиссинского, нубийского и негрского». «Замечательной редкостью» своего собрания он называл «черные иконы индиан с халдейскими письменами» (Там же. С. 164; вероятно, энкаустика). В обители вмц. Екатерины П. составил перечень мощей (Там же. С. 100-102), а также при помощи членов миссии - 1-й научный каталог греч. рукописей монастырской б-ки. 1 авг. путники покинули обитель, 17 авг. вернулись в Иерусалим. Описание этого путешествия, в котором путевые записки, как обычно, перемежались с историческими и иными сведениями, П. подготовил менее чем за год после возвращения в Россию; в нояб. 1855 г. книга прошла цензуру, в 1856 г. издана.
Во время путешествий по Египту П. посещал мон-ри, архиерейские дома, городские и сельские храмы коптов, наблюдал их богослужения, беседовал с клиром и монахами. В Иерусалиме П. занялся «основательным изучением» копт. традиции и пришел к выводу, что копты, хотя и не приняли определений Вселенского IV Собора, но удержали правосл. «способ изъяснения Священного Писания и проповедания, ее апостольские и отеческие предания (до 451 года), правила первых трех Вселенских Соборов, сущность и состав древних литургий», «чествования ангелов и святых, иконопочитание, посты, и подобное нашему внутреннее устройство храмов» (Вероучение, богослужение. 1856. С. 2-3). При помощи сотрудников миссии П. перевел на славянский и рус. языки неск. копт. исповеданий веры, сопроводив их богословским анализом, а также набор основных церковно-богослужебных текстов: Часослов, Месяцеслов, 4 литургии (свт. Василия Великого (2), свт. Григория Богослова, свт. Кирилла Александрийского), чины хиротоний и хиротесий, Требник (частично) и ряд канонических постановлений (изд. в 1856).
Кроме того, за время пребывания на посту начальника миссии П. составил записки: «О положении Сирийской Церкви» (Мат-лы для биографии. 1910. Т. 1. С. 268-277), «О Церкви Палестинской» (Там же. С. 277-284), «О нуждах Палестинской Церкви» (Там же. С. 331-336, 349-353), «О состоянии Сирийской Церкви в 1848 г.» (Там же. С. 288-323), «О русских поклонниках» (Там же. С. 323-328), «О гареме и помещении для миссии и русских поклонников» (Там же. С. 338-347) и др.
В февр. 1851 г. П. заболел и попросил дозволение выехать в Вену или Италию для лечения, Синод разрешил отпуск в Россию. 4 окт. П. покинул Иерусалим, 23 нояб. приехал в Киев. Проживая в настоятельских покоях киевского Пустынно-Николаевского мон-ря, он представил на конференцию КДА краткие жизнеописания Александрийских патриархов Герасима II и Самуила, перевод с греч. языка на славянский древнего акафиста арх. Михаилу и службы с акафистом и молебном свт. Спиридону Тримифунтскому, акафиста Честному и Животворяшему Кресту, соч. «Попечение православной Церкви Греческой о духовном просвещении чад ее в последние четыре столетия». Кроме того, он перевел с греч. языка исповедание веры патриарха К-польского Геннадия II Схолария, томос К-польского Собора 1672 г. под председательством патриарха Дионисия IV Серогланиса (Там же. С. 687). 23 марта 1852 г. П. выехал из Киева. По прибытии в Иерусалим (6 мая 1852) составил 4 записки: «О сириано-иаковитах», «О престоле святейшей митрополии Амидийской в Месопотамии», «О православных в Абиссинии», «О православных приходах в Калькутте и Дакке».
Шестой год пребывания РДМ в Иерусалиме (1853) прошел у П. в ожидании «со дня на день» приказания выехать в Россию. 13 окт. 1853 г. он получил известие об объявлении войны Россией Турции. В кон. апр. 1854 г. у П. гостил англикан. богослов У. Палмер, интересовавшийся выписками из рукописи Паисия Лигарида о патриархе Никоне; П. уговаривал его принять Православие. 5 мая 1854 г. закончился срок пребывания миссии в Иерусалиме, данный Высокой Портой. 8 мая 1854 г. П. с иером. Феофаном (Говоровым) и Соловьёвым покинул Иерусалим. Через Александрию, Смирну, Пирей, Афины он направился в Италию, осмотрел Венецию, Рим, Флоренцию, Геную и др. города. В Риме П. вместе с иером. Феофаном был на аудиенции у папы Пия IX. В Вене встретился с буд. канцлером кн. А. М. Горчаковым, посланником при австр. императоре, поделился с ним своими соображениями по актуальным политическим и церковным вопросам. Беседа произвела на Горчакова «сильное впечатление не в пользу» П., что впосл. сказалось при решении вопроса о начальнике 2-й миссии (Книга бытия моего. 1900. Т. 6. С. 313-317). 28 авг. члены миссии покинули Вену и 2 окт. вернулись в С.-Петербург.
В столице П. проживал в Александро-Невской лавре, без определенной должности, выполняя поручения обер-прокурора и членов Синода, Азиатского департамента МИД. 29 янв. 1855 г. в дополнение к ежегодным отчетам представил в МИД итоговый отчет о деятельности РДМ в 1848-1854 гг. (Мат-лы для биографии. 1910. Т. 1. С. 383-429). Извлечения из нек-рых записок П., в частности об Иерусалимской Церкви и о св. местах, были доставлены имп. Николаю I. Ученому архимандриту назначили пожизненную пенсию в размере 1000 р. Осенью 1854 г. по поручению митр. С.-Петербургского Никанора (Клементьевского) П. начал переводить брошюру франц. аббата Ж. И. Мишона «Новое решение вопроса о святых местах (в Палестине)», работу продолжили иером. Феофан и Соловьёв. В 1856 г. вышли из печати описания 1-го (1845) и 2-го (1850) путешествий в Синайский мон-рь, а также труды, посвященные Коптской Церкви: «Путешествие по Египту и в мон-ри св. Антония Великого и прп. Павла Фивейского в 1850 г.» и сб. «Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов)», в 1857 г.- «Восток христианский: Египет и Синай: Виды, очерки, планы и надписи к путешествиям» и др. Сочинения П. печатались в типографиях Академии наук и Морского кадетского корпуса.
По возвращении П. неоднократно высказывал мысль о том, что почетная миссия России на Востоке заключается прежде всего в присоединении к Православию коптов и представителей др. т. н. Древних восточных Церквей (армян, сиро-яковитов, несториан) (Книга бытия моего. 1901. Т. 7. С. 37; Мат-лы для биографии. 1910. Т. 1. 452; Т. 2. С. 596). 10 февр. 1858 г. в беседе с обер-прокурором А. П. Толстым П. поставил вопрос о возможном присоединении коптов к РПЦ с сохранением их обрядности, для чего считал необходимым прежде всего узнать мнение об этом Русского и К-польского Синодов (Книга бытия моего. 1901. Т. 7. С. 154).
11 сент. 1855 г. П. подал прошение на имя и. д. обер-прокурора Синода А. И. Карасевского о назначении его настоятелем посольской церкви в Рим на место архим. прп. Иакова (Поспелова), но получил отказ. По окончании Крымской войны, в кон. 1856 г. при обсуждении вопроса об отправлении в Иерусалим новой миссии кандидатура П. не нашла поддержки ни у обер-прокурора Синода А. П. Толстого, ни у министра иностранных дел кн. Горчакова. 1 сент. 1857 г. имп. Александр II Николаевич утвердил назначение начальником РДМ еп. Кирилла (Наумова), и вопрос о возможной поездке П. в Иерусалим был снят.
Вместе с тем после возвращения в Россию укрепились связи П. с членами царской семьи. П. стал духовником вел. кнг. Елены Павловны, в беседах с к-рой затрагивались вопросы совр. положения РПЦ. По ее просьбе П. составил 20 молитв для сестер милосердия основанной ею Крестовоздвиженской общины. Летом 1855 и 1856 гг. П. жил в Ораниенбауме, где находился дворец вел. кнг. Елены Павловны. В 1858 г. по просьбе вел. кнг. Марии Николаевны (председательницы Академии художеств) представить сведения о зодчестве и живописи на Св. Горе П. подготовил и послал ей в мае соч. «Указания русским художникам при посещении Святой горы Афонской…». Кандидатура П. обсуждалась в различных проектах вел. кн. Константина Николаевича (Там же. С. 87); так, вел. князь предполагал создать в Крыму Восточную Академию для изучения вост. языков с тем, чтобы ее выпускники служили сотрудниками Русского пароходного об-ва (РОПиТ), созданного по окончании Крымской войны, в т. ч. и для поддержки рус. паломничества на Св. земле. В Крыму предполагалось учредить особую епархию и назначить туда П., чтобы он «присматривал и за оною академией». По поручению вел. кн. Константина Николаевича в янв. 1858 г. П. представил записку о предметах, затронутых в отчете чиновника Морского мин-ва Б. П. Мансурова, к-рый в 1856-1857 гг. совершил поездку в Иерусалим (Ответ на недавние известия с Сиона // Мат-лы для биографии. 1910. Т. 1. С. 429-468; издание самого раннего варианта записки с авторской правкой П. см.: То же / Публ.: К. А. Вах // Иерусалимский правосл. семинар. М., 2012. Вып. 3. С. 239-263; см. также: Вел. кн. Константин Николаевич и рус. паломничество в Св. Землю: Кат. выст. / Авт.-сост.: К. А. Вах. М., 2011).
В записке Мансурова содержалась и довольно подробная оценка деятельности 1-й миссии (Мансуров Б. П. Отчет о посещении Иерусалима и правосл. храмов. СПб., 1858. С. 41-56). Положение миссии Мансуров характеризовал как «затруднительное» и «фальшивое» в силу взаимопротиворечащих задач, поставленных перед ней. Он указывал на «невыгодное» положение миссии как со стороны «нравственной» (статус паломников без офиц. представительства, затруднения в служении у Гроба Господня и др.), так и «материальной» (прежде всего отсутствие собственного здания миссии и вообще достаточного финансового обеспечения). Не были поддержаны инициативы П. о строительстве собственного дома для миссии, учреждении больницы для рус. паломников с назначением при ней иеромонаха и др. По заключению Мансурова, П. много сделал для ученого мира и приобрел глубокое уважение к себе и сотрудникам миссии, но «для должного возвышения Русской Церкви в глазах восточных христиан, для поддержания там достоинства русского правительства и для облегчения нашей будущей деятельности на Востоке он и миссия, ему подчиненная, не сделали ничего и не могли ничего сделать» (Там же. С. 45, 56).
В записке, поданной вел. князю в янв. 1858 г., П. предлагал меры, необходимые для поддержания вост. Церквей и улучшения положения рус. паломников. В частности, П. считал, что нужно: назначить в Иерусалим рус. консула и открыть вице-консульства в Хайфе и Назарете; приобрести собственность в Палестине на имя местных немусульман, чтобы избежать зависимости от греч. духовенства, принимавшего в своих мон-рях паломников («Пусть же русские поклонники в Иерусалиме будут у себя дома» // Книга бытия моего. 1901. Т. 7. С. 432); направить в Иерусалим сестер милосердия; построить гостиницы для паломников в Хайфе, Назарете, Наблусе, Вефиле, Иерусалиме и Хевроне (особенно П. выделял Хайфу, где был самый удобный порт, называя ее в перспективе «русскою пристанью»); ввести для паломников вместо паспорта дешевый «отпускной лист» и «громогласно объявить», что по этому «листу» можно съездить в Иерусалим и обратно за дешевую плату на рус. пароходе, минуя градоначальников и проч. власти; ввести церковный сбор в Великий пост - «на свечку ко Гробу Господню и на пособие Матери нашей Церкви восточной, не менее копейки и не более рубля», полагая, что 40 млн христиан по копейке дадут ежегодно 400 тыс. р. В итоге 27 февр. 1858 г. состоялось Высочайшее повеление о проведении во всех правосл. храмах Российской империи кружечного сбора.
Записка П., переданная вел. князем императору и императрице, обер-прокурору А. П. Толстому, канцлеру Горчакову, митрополитам Филарету (Дроздову) и Григорию (Постникову), произвела впечатление и сыграла определенную роль в разрешении П. ехать на Восток. 24 февр. 1858 г. вопрос о его поездке обсуждался на заседании у вел. кн. Константина Николаевича, где присутствовали канцлер, обер-прокурор, министр народного просвещения А. С. Норов, министр финансов П. Ф. Брок, директор Азиатского департамента Е. П. Ковалевский и Мансуров. Было решено отправить на Восток временную экспедицию во главе с Мансуровым, а П. должен был находиться под его «присмотром». 22 апр. 1858 г. указ Синода был отправлен митр. Григорию (Постникову), к-рый лично вручил П. выписку из распоряжения, касающуюся его поездки на Восток.
Одновременно П. под различными предлогами отказывался предоставить отзыв о проекте митр. Филарета (Дроздова), касавшемся подготовки нового перевода Библии на рус. язык, полагая, что митрополит «неблагоприятно» относится к тексту Септуагинты (Книга бытия моего. 1901. Т. 7. С. 166). П. находил нужным издать прежде перевод библейских толкований греч. и лат. св. отцов (Там же. С. 154). Незадолго до отъезда на Восток, 1-7 мая 1858 г., П. передал обер-прокурору неск. записок со своими предложениями по вопросу нового перевода Библии: 1) во время путешествия он будет искать древние греч. тексты Библии (Там же. С. 169); 2) чтобы «все православные Церкви по взаимному соглашению приступили к собственному изданию вернейшего текста и неповрежденных творений Св. отцов Церкви, и прочих произведений духовной словесности» по древним греч. и слав. рукописям, к-рые хранятся в б-ках патриарших, архиерейских и монастырских архивов. В целях сохранности П. предлагал сделать списки с рукописей, по крайней мере с «драгоценнейших», хранящихся на Синае, Афоне, в Иерусалиме и содержащих тексты Свящ. Писания. Впосл. в Киеве П. подготовил и издал 5 образцов своего перевода, к-рый был сделан с текста Септуагинты, напечатанного в Москве в 1821 г. на основе издания древнейшей Александрийской рукописи Й. Э. Грабе: отдельные главы из книг ВЗ (Бытие, Псалтирь (Пс 1-25), Притчи, Песнь Песней), паремии (ТКДА. 1869. № 7-10), из 4 книг Маккавейских (Там же. 1873. № 3, 9-11), а также неск. псалмов из рукописной Псалтири 862 г. (Там же. 1873. № 12; 1875. № 8-11)); в 1874 г. вышел перевод Книги Есфири (главы 1-7) с греч. рукописи 1021 г., хранящейся в б-ке мон-ря Ватопед (Там же. 1874. № 5) (Добыкин. 2016).
П. был отправлен на Восток на один год с разрешением посетить Египет, М. Азию и Сирию «с набожною и ученою целями» и для перевоза из Иерусалима оставшегося там имущества и б-ки, но пробыл на Востоке более 3 лет. Он должен был представить духовному начальству ученые сведения о церковной архитектуре и живописи, описание утвари, б-к и архивов. Специальной задачей ставилось возобновление отношений с копт. духовенством в Египте. В качестве послушника (рисовальщика видов и копировальщика рукописей) к П. был прикомандирован воспитанник СПбДС Н. А. Благовещенский, по возвращении в Россию издавший кн. «Афон» (СПб., 1864). 8 мая 1858 г. П. покинул С.-Петербург и через К-поль отправился первоначально на Афон (2-е путешествие по Св. Горе Афонской. 1880; Книга бытия моего. 1901. Т. 7. С. 173-393). П. не мог ехать без Мансурова в Иерусалим и должен был ожидать его возвращения из Парижа. 1 июля П. прибыл в мон-рь Эсфигмен. В течение 1858 г. посетил Андрея апостола скит, обители Зограф и Кутлумуш, Иверский монастырь. Изучал резьбу, зодчество, иконописание и церковное греч. пение. В Кутлумушском мон-ре П. начал заново переводить с греч. оригинала Ерминию (руководство по церковной живописи) для вел. кнг. Марии Николаевны. 28 дек. 1858 г. в б-ке Иверской обители П. «нашел неведомые редкости» - 16 бесед К-польского патриарха свт. Фотия I, две из к-рых посвящены нашествию русов на К-поль (отрывки 2 бесед о русах опубл.: Драгоценная для России находка на Св. горе Афонской. 1861).
В марте-июне 1859 г. П. предпринял поездку в Метеорские монастыри. Посетил древнейший г. Гардики, осмотрел г. Трикалу (древняя Трикка). П. был первым русским, кто познакомился «с здешними преподобными столпниками» (Отрывок из путешествия в Метеорские мон-ри. 1866. С. 10). Среди рукописей П. обнаружил историческую записку обо всех Метеорских мон-рях, копию грамоты митр. Унгро-Влахийского Евфимия и 5 грамот патриархов К-польских и Иерусалимских. На Кукле П. посетил обители Св. Троицы, Анапавса, Ипсилотера, Всехсвятский, Иоанно-Предтеченский мон-ри, Страгонский скит и др., обозревал развалины мон-рей Сретения Господня (1367) и вмч. Димитрия Солунского на горе Оса. В мон-ре Русану П. приобрел 5 наиболее ценных из показанных ему рукописей, среди них: Поучения прп. Ефрема Сирина на пергамене 1074 г., Деяния и послания св. апостолов XII в., Толкования свт. Иоанна Златоуста на кн. Бытие XIII в. (Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские мон-ри. 1896. Ч. 1. С. 217). В Большом Метеорском монастыре ему предоставили царские, патриаршие и митрополичьи грамоты и разрешили выполнить с них копии. В этой обители П. нашел список Библии XIV в. с книгами пророков. П. стремился получить его для сравнения с московским изданием Библии на греч. языке 1821 г. и изготовления копии (Книга бытия моего. 1901. Т. 7. С. 224, 225). В Фессалии П. изучал кодекс, «в котором записываются все дела церковные, дабы иметь верное понятие о внутреннем и внешнем состоянии тамошней Церкви» (Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские мон-ри. 1896. Ч. 1. С. 92). Благодаря этому П. смог описать не только совр. положение мон-рей и братии, но и историю Метеорских обителей с перечнем настоятелей. С 9 по 24 мая П. осматривал обители Олимпа, в т. ч. Дионисия Олимпийского монастырь, Рождества Пресв. Богородицы (Канали) и Эласонский мон-рь Олимпийской Богоматери, где приобрел 11 рукописей на пергамене. Позднее в Александрии П. составил систематический каталог рукописей мон-рей Фессалии (Книга бытия моего. 1901. Т. 7. С. 298).
Из Фессалии 7 июня 1859 г. П. возвратился на Афон, в Русский во имя великомученика Пантелеимона монастырь (Руссик), 15-20 июня был в Ксенофонта преподобного монастыре, затем в Дохиаре и Зографе, где пересмотрел в б-ке все слав. книги, списал надписи и «перебелил весьма много разных юридических актов», на 2 дня съездил в соседний мон-рь Кастамонит, с 17 июля до кон. авг. провел в Хиландаре, сент.- в Кастамоните и Ватопеде, в нач. окт. посетил Серайскую келлию и подворье Руссика в Карее, с 7 окт. жил в Пантократора монастыре, 23 окт. возвратился в Руссик. 12 янв. 1860 г. П. выехал в К-поль, оттуда 3 февр. направился, наконец, в Иерусалим, куда прибыл 19 февр. и остановился в доме Иерусалимского патриарха Кирилла II. Встречался с патриаршим наместником митр. Мелетием и др. членами Патриаршего Синода и Святогробского братства (Там же. С. 226-275).
24 июля 1860 г. П. покинул Иерусалим, 12 авг. прибыл в Одессу. Ему разрешено было ввезти без таможенно-цензурного досмотра свою б-ку, собрание икон и рукописей. Получив 26 окт. разрешение Синода о продлении пребывания за границей еще на 3 месяца, 19 нояб. 1860 г. П. выехал из Одессы в К-поль, где пробыл с 20 по 30 нояб. За это время он встретился с Александрийским патриархом Каллиником, вел с ним беседы о Синайском кодексе, о «распре болгар с греками» и проч.; П. встречался с настоятелем посольской церкви архим. Антонином (Капустиным), к-рый дал ему для чтения книгу нем. исследователя К. Тишендорфа о Синайском кодексе. 30 нояб. П. отправился в Смирну, оттуда в Бейрут, 14 дек. был в Александрии, 24 дек.- в Каире (Там же. С. 270-370).
Главной целью приезда П. в Египет были переговоры с копт. патриархом Кириллом IV «о тайном или явном воссоединении его и всей паствы с православною Церковью, воссоединении лишь догматическом» (Там же. С. 298). У П. был составлен специальный план, к-рый он 25 дек. зачитал генеральному консулу А. Е. Лаговскому. Проект включал исповедание веры, к-рое должен был принять копт. патриарх для признания его правоверия Русским Синодом, и описание поэтапного присоединения к Вселенской Церкви копт. клира и паствы, а также находившихся в юрисдикции копт. патриарха эфиопов (Там же. С. 301-315). 26 и 27 дек. состоялись предварительные встречи П. с патриархом Кириллом IV, но офиц. переговоры откладывались в ожидании переводчика, к-рый должен был приехать из РДМ в Иерусалиме, но не был отпущен начальником миссии еп. Кириллом (Наумовым). Последний, по мнению П., считал переговоры с коптами несвоевременными. 18 янв. 1861 г. патриарх Кирилл IV скоропостижно скончался, что воспрепятствовало осуществлению миссии П. (Там же. С. 362-370), 14 марта П. прибыл в К-поль, откуда выслал обер-прокурору А. П. Толстому отчет о своей миссии у коптов (Александрийская патриархия. 1898. С. 385-410). Аргументы, с помощью к-рых П. предполагал убедить копт. иерархов признать халкидонское вероисповедание, свидетельствуют, что он не имел достаточно полного представления о христологическом учении нехалкидонитов и, как следствие, излишне оптимистично смотрел на возможность достижения согласия с Коптской Церковью в вопросах христологии. Основные догматические препятствия для воссоединения коптов с Православием, к-рые не учитывал П., сводятся к тому, что: 1) нехалкидониты не могут принять учение о двух природах в едином Христе, если их единство не признаётся природным; 2) крайне сомнительно существование неких древних копт. исповеданий, где говорилось бы о едином Христе в двух природах; 3) нехалкидониты не могут принять учение о единой воле и энергии в смысле совершенного единства двух природных воль и энергий, т. к. они не допускают во Христе второго, отличного от Слова источника энергии (см. подробнее в ст. Монофизитство и Коптская Церковь (разд. «Богословие»)).
В кон. марта 1861 г. под влиянием тяжелых мыслей о своем будущем после возвращения в Россию П. написал «жалобные и грозные» письма членам Синода и обер-прокурору. Из К-поля П. снова отправился на Афон, куда прибыл 22 апр., в Великую субботу. Посетил Пантелеимонов мон-рь, Карею, Каракал, Вел. Лавру, где в течение 22 дней работал с рукописями, был в Иверском мон-ре и в рус. Андреевском скиту в Карее. Главным занятием П. было изучение икон, особенно Мануила Панселина, его стенных росписей в соборе Протата и др. В Карее П. осмотрел келью и малый храм во имя св. Иоанна Предтечи, расписанный иером. Дионисием Фурноаграфиотом. Указанную дату росписи П. прочитал как 1701 г., а не 1401, как ее читали другие (Там же. С. 375-377). Собранные на Афоне свидетельства о Панселине послужили П. ошибочным основанием для пересмотра времени работы Панселина на Афоне.
15 июля П. покинул Афон, чтобы возвратиться в Россию. 23 июля прибыл в К-поль, посетил патриарха Иерусалимского Кирилла II, встретился с начальником Халкинского уч-ща Константином (Типалдосом). С 13 авг. по 26 сент. 1861 г. П. находился в Одессе. Последняя поездка П. на Восток привела к критической оценке деятельности МИД, в к-рой он отмечал «поразительный недостаток» - «невежество» в духовных вопросах и «равнодушие к познанию духовных сторон Востока» (Там же. С. 348, 351).
22 окт. 1861 г. П. вернулся в С.-Петербург. Весной 1862 г. по поручению обер-прокурора Синода А. П. Ахматова рассмотрел неск. деловых записок об Эфиопии, присланных из МИД, в связи с начавшимся сближением с Эфиопской Церковью при посредстве начальника РДМ в Иерусалиме еп. Кирилла (Наумова). 30 мая П. подал записку «Участие России в судьбе Абиссинии», к-рую заканчивал напоминанием «о крайней необходимости предварительного решения вопросов об условиях воссоединения абиссинской и всякой другой Церкви с нашею и о водворении на востоке апокрисиариев нашей святейшей Церкви, свободных от всякой политики и независимых от дипломатов» (Участие России. 1866. № 8. С. 439-440). В февр.-апр. 1862 г. П. подготовил исторический очерк «Церковное и политическое состояние Абиссинии с древнейших времен до наших дней» (Абиссиния. 1866) и еще неск. работ (Успехи и неудачи нем. миссионеров во внутр. Африке. 1866; Богослужение абиссинов. 1869).
По приглашению обер-прокурора П. представил в мае 1862 г. отзыв о Синайском кодексе Библии. По мнению П., новозаветный, и особенно евангельский, текст был «не только сомнительным, но и еретическим» (Мнение о Синайской рукописи. 1862. С. 13). Норов, разбирая критику П., нашел ее необоснованной и охарактеризовал отзыв как «непростительное порицание», сделанное П. из-за непризнания Тишендорфом первенства в открытии рукописи за П. (Норов. 1863. С. 4, 5).
По поручению имп. Марии Александровны П. составил описание греч. рукописного Четвероевангелия (1272), поднесенного ей патриархом Александрийским Иаковом II - «Священное писание у христианских женщин и библейская редкость у благочестивейшей государыни императрицы Марии Александровны» (1864). В течение 8 месяцев П. занимался сверкой принадлежащего ему греч. Профитология (Паремийника) 1054 г. с аналогичным сборником X в., обнаруженным в б-ке мон-ря Влатадон в Фессалонике и полученным на год при помощи посланника в К-поле А. Б. Лобанова-Ростовского.
В посл. трети 1862 г. П. составил сборник греч. и слав. надписей (всего 488) на зданиях, иконах, стенных изображениях, утвари и ризах во всех мон-рях, скитах и келлиях Афона в переводе на рус. язык с критическими замечаниями (Мат-лы для биографии. 1910. Т. 1. С. 700). Тогда же П. подготовил «полный и отчетливый каталог всех замечательнейших рукописей, какие только рассматривал в библиотеках на Синае, Сионе, Афоне, в Каире и в Метеорских обителях» (Мнение о Синайской рукописи. 1862. С. 2).
5 февр. 1865 г. по инициативе митр. Киевского Арсения (Москвина) П. был назначен, 9 февр. наречен и 14 февр. в Александро-Невской лавре хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, с управлением Златоверхим Михайловским мон-рем. В хиротонии участвовали митрополиты Исидор (Никольский) и Арсений (Москвин), архиеп. Филофей (Успенский), викарные епископы свт. Герасим (Добросердов), Иоанн (Соколов) и Филарет (Малышевский). Из Кабинета Его Имп. Высочества было пожаловано П. полное архиерейское облачение. 6 марта 1865 г. П. покинул столицу, в Москве встретился с митр. Филаретом (Дроздовым), который подарил П. четки, «продолговатые зерна повиты золотистыми нитями» (Книга бытия моего. 1903. Т. 8. С. 92), в Чернигове - с архиеп. Филаретом (Гумилевским). 20 марта прибыл в Киев. Первые 10 дней П. разбирал накопившиеся консисторские дела вместе с секретарем духовной консистории М. М. Хижняковым, учившим П. писать резолюции. В течение 13 лет П. просмотрел ок. 80 тыс. дел.
П. был не только одним из лучших в России знатоков христ. Востока, но и единственным представителем иерархии Русской Церкви, обладавшим подобными знаниями, полученными «в полевых» условиях. Под влиянием этого опыта и в связи с начавшейся разработкой церковных реформ и учреждением в 1862 г. «Особого присутствия для изыскания способов к большему обеспечению быта духовенства» П. еще до приезда в Киев выработал «для себя... церковное уложение» (Там же. С. 155) - некую систему суждений о совр. положении Русской Церкви и необходимых в ней изменениях, касающихся управления, положения священнослужителей, духовного образования и др. сторон. Прежде всего П. «на основании правил Соборов вселенских и поместных на место нынешнего клира потомственного поставил клир, избираемый из среды мирян, непременно зажиточных... и рядом с этим клиром поставил особых пресвитеров учащих, а все церковные сборы с движимых и недвижимых церковных имений назначил на содержание храмов Божиих и в помощь бедным и потерпевшим неповинные несчастия, дабы в роде христианском уменьшились нищета и сопряженные с нею бедствия» (Там же. С. 155-156). С этими мыслями П. прибыл в Киев и, «не обинуясь», с увлечением высказывал их в беседах с духовными и со светскими лицами. Киевский ген.-губернатор кн. А. М. Дондуков-Корсаков «совершенно конфиденциально» писал обер-прокурору гр. Д. А. Толстому в марте 1874 г. о «странностях характера и строптивых выходках» епископа (Там же. С. 335). Так, П. выступил против устройства в епархии свечного завода.
П. участвовал в «юридических рассуждениях» об улучшении быта духовенства, считая все предлагаемые меры «половинчатыми» (Там же. С. 155). 12 окт. 1865 г. он подал митр. Арсению записку «о действиях особого по делам духовенства присутствия [в Киеве], о неудачах его и о новом способе улучшения материального быта духовенства» (Там же. С. 157, 162-164). П. был готов представить «другой проект, которым упрочивается благосостояние клира на самом твердом основании» - «каноническом, так что клир будет не только обеспечен без отягощения государства и Церкви, но и весьма люб и полезен обоим им». Но «начальство и ухо свое не склонило ко мне». Близкое знакомство с вопросом «обеспечения материального быта духовенства» убедило П., что высшее начальство в С.-Петербурге и чиновники на местах считают, «что потомственное, безземельное духовенство в России существует правильно, канонично, и потому должно быть упрочено, обеспечено, угобжено земными благами… хотя бы в ущерб или в отягощение других сословий» (Там же. С. 164-165).
Как следствие, П. выступал против существовавшей системы духовно-учебных заведений, полагая, что не стоит создавать особые уч-ща и содержать особых учителей, заботиться о мерах их поддержания и улучшения материальных условий, тем самым укрепляя кастовость духовенства. В ведение П. входило наблюдение над состоянием образования в духовных и светских учебных заведениях епархии. В связи с проектом профессора Московского ун-та прот. Н. А. Сергиевского (1865) учреждения в ун-тах 3 кафедр (богословия, церковной истории и канонического права) в нояб. 1865 г. П. представил митр. Арсению записку по вопросу об открытии богословских фак-тов в ун-тах (Там же. С. 193-202). По мнению П., учреждение богословских фак-тов в ун-тах опасно и «не имеет себе оправдания в истории российской и всей восточно-кафолической Церкви» (Там же. С. 195-196). В качестве отрицательного опыта он приводил в пример протестант. ун-ты и судьбы их выпускников - пасторов. П. считал, что нужно «не научное богословствование, а возбуждение и согреяние религиозно-нравственного чувства» (Там же. С. 198-199). Богословская ученость может и должна быть «сообщена студентам университетов посредством умного преподавания церковной истории, не в виде скелетной статистики, как она преподается теперь, а в виде любомудренного созерцания судеб Церкви и многостороннего влияния Ее на народ и государство». Он предлагал, чтобы церковную историю преподавали 2 профессора: один «живо» читает историю искусств, воспринятых и освященных Церковью (зодчество, иконопись, пение и витийство), а второй «с воодушевлением рассказывает судьбы Церкви так, что в них виден Бог… читает историю всех Соборов и каноническое право так, что законодательная сила Церкви в уме студентов является величайшею образовательною силою в мире» (Там же. С. 200-201).
В 1875 г. в киевских уч-щах и семинарии была проведена ревизия управляющим канцелярией Синода С. В. Керским. В его отчете отношение П. к уч-щам было представлено «в неблагоприятном виде» (Там же. С. 218). В результате П. был уволен от наблюдения над Софийским и Подольским уч-щами. 1 дек. 1875 г. он послал обер-прокурору Д. А. Толстому «веское письмо», в к-ром разъяснил конкретные обстоятельства своего отношения к киевским училищам и обратил внимание обер-прокурора на духовенство, «с детства приученное к получению даровых казенных пособий» (Там же. С. 223-224).
По поручению митр. Арсения П. не раз осматривал хозяйственную часть, просматривал и утверждал журналы КДА. 31 июля 1869 г. он представил митрополиту подробный критический «Отчет о преподавании наук в академии и о познаниях и трудах учащихся в ней студентов». Митрополиту пришлось улаживать конфликт между П. и конференцией КДА, задетой отзывом П. и даже просившей митрополита предать викария синодальному суду. В итоге по просьбе митр. Арсения П. написал положительный отзыв. Вместе с митрополитом П. посещал ежегодные переводные экзамены в академии, присутствовал на докторских диспутах.
В целом П. был весьма скептически настроен по отношению к проводимым в духовном образовании реформам, критиковал новый устав ДС. По поручению митрополита высказался и относительно нового академического устава 1867 г. (Мысли по прочтении нового устава духовных академий: (Для Киевского митр. Арсения) // Там же. С. 237-239). П. исходил из того, что семинарии и академии - явление для Церкви новое, они существуют только в России, на Востоке таковых нет (Там же. С. 237). По убеждению П., в академиях невозможно преподавать церковное право, потому что «многие правила святых вселенских Соборов у нас попраны и наша Церковь есть орудие государственной власти». По его мнению, Русская Церковь нуждается «не в систематических богословах, а в пламенных проповедниках» (Там же. С. 238-239).
По поручению митр. Арсения П. представил отзыв о «Проекте основных положений преобразования духовно-судебной части», выработанном С.-Петербургским комитетом под председательством архиеп. Макария (Булгакова), По мнению П., если у епископов будет отнята судебная власть, это проведет к разрыву с вост. Церквами. Также П. резко выступал против передачи всех брачных дел «на суд светский», ожидая «глумления над таинством». В подобных предложениях П. усматривал влияние на комитет и его председателя «злочестивого кружка либералов».
П. состоял председателем Киевского отд-ния Славянского благотворительного об-ва (СБО), открытого по инициативе М. П. Погодина. В 1871 г. он составил «Воззвание к духовенству Киевской епархии» с целью увеличения сбора пожертвований на нужды СБО и «Приглашение киевского отдела славянского благотворительного комитета» на сбор средств для устройства Народного дома в г. Унгваре (ныне Ужгород, Украина) для угорских русских (Книга бытия моего. 1903. Т. 8. С. 297-300). Состоял в переписке с протоиереем кафедрального собора в Черновицах (ныне Черновцы, Украина) Василием Проданом, с настоятелями рус. церквей в Зап. Европе протоиереями М. Ф. Раевским, к-рого знал лично, К. Л. Кустодиевым и нек-рыми др. настоятелями. Во время сербско-тур. войны 1876-1877 гг. с разрешения П. в воскресные и праздничные дни в церквах Киева собирали деньги в пользу сербов. 5 нояб. 1876 г. серб. кн. Милан Обренович IV (впосл. кор. Сербии Милан I) пожаловал П. свою веленную грамоту. Княжескую грамоту П. получил в Киеве 9 мая 1877 г., а 14 авг. 1878 г. в Москве получил новую грамоту кн. Милана Обреновича - на орден. Высочайшее разрешение на ношение ордена последовало 16 апр. 1880 г.
П. был председателем церковно-строительного Комитета по постройке в Киеве собора во имя равноап. кн. Владимира, рассматривал проекты иконостасов, киотов и горних мест в строящихся церквах.
28 июля 1874 г. в Софийском соборе П. вместе с митр. Арсением и еп. Полтавским Александром (Павловичем) участвовал в хиротонии ректора КДА архим. Филарета (Филаретова) во епископа Уманского, 2-го викария Киевской епархии. 11 сент. того же года П. получил предложение митрополита о распределении дел между 1-м и 2-м викариями. За П. остались города Чигирин, Канев, Тараща, Васильков, Сквира, Радомысль; в дек. того же года ему были переданы еще нек-рые города и уезды. У П. был свой хор певчих из семинаристов и воспитанников Софийского и Подольского духовных уч-щ под упр. регента А. И. Вишневского. П. сам выбирал певцов, бывал на спевках, «уравнивал силы четырех голосов так, что слушающие хор думали, что поют только четыре певчих, тогда как их было 34, а иногда и более» (Там же. С. 123).
Стремясь удалиться на покой для «занятий ученых», П. сначала собирался поселиться на родине, для чего испросил отпуск летом 1872 г. Посетил родительский дом, служил в Костроме, в т. ч. в церкви Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря, встречался с архиеп. Платоном (Фивейским) и его викарием еп. Геннадием (Левицким), с товарищем по ДС настоятелем Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря архим. Иннокентием (Беликовым). В результате П. передумал оставаться на родине. 2 марта 1874 г. он писал митр. Арсению о своем желании поселиться в киевском Михайловском мон-ре, выстроив на его территории деревянный дом. Но Синод указал П. строиться в Феофании (киевский во имя великомученика Пантелеимона женский монастырь), что П. отклонил.
Время пребывания в Киеве было самым плодотворным для научных занятий епископа. В 1865-1880 гг. в Киеве были изданы основные труды П., которые печатались сначала на страницах ТКДА и затем выходили отдельными изданиями, преимущественно в типографии Печерской лавры. За труды по истории христ. Востока П. удостоен степени доктора эллинской словесности (honoris causa) С.-Петербургского ун-та (15 сент. 1869) и в том же году - степени доктора греч. филологии Московского ун-та. В 1871 г. (в ТКДА и отдельно) вышли 3 части «Истории Афона». Она стала «первым серьезным трудом» о Св. Горе и «обратила на себя справедливое внимание ученых» (Пономарёв. 1878. С. 1-2). П. привел сведения о местоположении обителей и об их святынях, об утвари и иконах, снимки надписей на вещах, зданиях, стенах мон-рей, дал описание рукописей, нередко с весьма подробными выписками, делал заметки о числе монахов в каждой обители, о монастырских имениях, доходах и проч. (Там же. С. 4, 5). П. готовил к изданию «Статистику Афона», в к-рую намерен был включить полный каталог и опись рукописей, изученных им на Св. Горе. В 1877 г. вышли 3 тома «Истории Афона» в исправленном и дополненном виде (Ч. 1: Афон языческий; Ч. 2: Афон христианский; Ч. 3. Отд. 1: Афон монашеский). В 1892 г., уже после кончины П., был издан последний том «Истории Афона» (Ч. 3. Отд. 2: Афон монашеский), подготовленный к печати П. А. Сырку. По отзыву А. А. Дмитриевского, за это время наука ушла далеко вперед, П. же в последнем томе «Истории Афона» «из историка превратился в летописца» и вместо «связного генетически-последовательного рассказа внутренней и внешней судьбы монашеского Афона» предложил голые сухие факты «в хронологическом порядке» (Дмитриевский А. А. [Рец. на:] Восток христианский: История Афона. Ч. 3. СПб., 1892 // ВВ. 1894. Т. 1. С. 413-429).
Б-ка и коллекция П., размещенные в архиерейском доме киевского Михайловского мон-ря, представляли «общедоступный музей древностей», открытый для русских и зарубежных ученых. Здесь работали А. С. Павлов, В. Р. Розен, архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), Тишендорф и мн. др. И. И. Срезневский до знакомства с собранием П. и не мог предполагать, что собрано столько рукописей (греческих, армянских, сирийских, арабских, эфиопских), снимков с древних карт и проч. Кроме того, в особых шкафах находилось собрание подлинных образов на деках (Срезневский. 1868). Особую ценность собрания греч. рукописей П. представляли датированные рукописи (Ернштедт. 1885. C. 1).
После смерти митр. Арсения (28 апр. 1876), покровительствовавшего П., 15 мая 1876 г. во митрополита Киевского был возведен Филофей (Успенский). С ним у П. установились натянутые отношения. С 31 июля по 19 авг. 1876 г. П. находился в столице для ученых занятий. 31 дек. 1877 г. назначен членом Московской Синодальной конторы (сверх штата), уволен с Чигиринской викарной кафедры. Местом пребывания П. был определен Новоспасский московский в честь Преображения Господня ставропигиальный монастырь, вверенный ему в управление 14 дек. 1877 г. П. прибыл в Москву 12 марта 1878 г. с грузом (80 ящиков), к-рый составляли все его книги, коллекции и проч. До 30 марта 1881 г. П. проживал в настоятельском доме Новоспасской обители; считал, что в Москве он «не на своем месте», и просил перевести его в Одессу (февр. 1882), на Волынь в Житомир (март 1882), в Киев викарным епископом Чигиринским (янв. 1883), на Херсонскую кафедру (нояб. 1883) и др.; мн. его письма оставались без ответа. В бытность в С.-Петербурге (8-16 февр. 1879) П. безуспешно просил митр. Исидора (Никольского) разрешить ему жить в Александро-Невской лавре. 25 июня 1878 г. вместе со свт. Иоанникием (Рудневым) П. освящал юж. придел в ц. во имя Сорока Севастийских мучеников напротив Новоспасского мон-ря. 8 янв. 1884 г. участвовал в хиротонии архим. Иакова (Домского) во епископа Якутского.
Среди посетителей П. были дипломат Титов, гр. Е. В. Путятин, П. И. Савваитов, И. Д. Делянов, епископы Могилёвский Виталий (Гречулевич), Кишинёвский Сергий (Ляпидевский), Житомирский Тихон (Покровский), Ташкентский Неофит (Неводчиков), Якутский Иаков (Домский), Владикавказский Иосиф (Чепиговский), Японский свт. Николай (Касаткин), сиро-халдейский еп. Мар Габриель Якуб из Урмии.
В 1879-1883 гг. П. пытался (через министров народного просвещения Д. А. Толстого, А. А. Сабурова, И. Д. Делянова, обер-прокурора К. П. Победоносцева, митрополитов Платона (Городецкого) и Исидора (Никольского) и др.) продать свою б-ку на европейских и восточных языках, к-рую начал собирать во время пребывания за границей, предлагая купить ее Синоду или частному лицу для Томского или С.-Петербургского ун-тов, для Оренбургской, Благовещенской или Якутской семинарий. Но все попытки П. не дали положительного результата (Герцман. 2001). Согласно завещанию П., его б-ка была передана в распоряжение Синода. По поручению обер-прокурора Победоносцева ее осмотрел историк И. Е. Троицкий и в нояб. 1886 г. составил записку «Библиотека преосв. Порфирия с научной точки зрения» с характеристикой всех ее разделов. По отзыву Троицкого, она была «гармонично составленной с таким широким выбором, что может удовлетворить самым серьезным научным запросам». Историк предлагал не перевозить это книжное собрание в С.-Петербург, а оставить в Москве, где подобных б-к нет (Герд Л. А. И. Е. Троицкий: По страницам архива ученого // Мир рус. византинистики. СПб., 2004. С. 40). К 1905 г. б-ка П. находилась в составе Московской Синодальной б-ки. В архиве П. в ПФА РАН есть отдельный переплет с документами о б-ке и ее каталог (Барынина. 2011. С. 287-288). Рукописное собрание П. в 1883 г. было приобретено за 15 тыс. р. серебром имп. Публичной б-кой (Бычков. 1885. Прил.; Вялова. 2013); ныне хранится в ОР РНБ.
П. скончался после тяжелой болезни; похоронен в Екатерининской ц. Новоспасского мон-ря. Душеприказчиком П. назначил настоятеля московского Даниловского мон-ря архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) и по его просьбе написал духовное завещание (опубл.: Моск. ЦВед. 1885. № 27. С. 435). Согласно завещанию, бумаги П. (рукописи работ и подготовительные материалы к ним, дневники, переписка и проч.) поступили в Рукописное отд-ние б-ки имп. АН (в 1931 переданы в архив РАН, ныне: ПФА РАН. Ф. 118) вместе с капиталом в 24 тыс. р. и «покорнейшею просьбой» на проценты с этого капитала постепенно печатать его сочинения. В 1885 г. была создана Комиссия по переизданию трудов еп. Порфирия Успенского. В 1891 г. напечатано подготовленное Сырку «Описание бумаг еп. Порфирия Успенского, пожертвованных им в Императорскую Академию наук по завещанию», в 1892 г.- последний том «Истории Афона», в 1894-1902 гг.- 8 томов дневников П. под заглавием «Книга бытия моего», также подготовленные Сырку (Иодко О. В. П. А. Сырку: 15 лет служения византинистике // Мир рус. византинистики. СПб., 2004. С. 346-348, 355, 365, 371-380; Барынина. 2011. С. 285-292). Ценное собрание древних икон П. завещал Археологическому об-ву при КДА (Петров. 1886).
П. награжден 29 апр. 1840 г. орденом св. Анны 2-й степени, 31 марта 1868 г. орденом св. Анны 1-й степени, 5 нояб. 1876 г.- серб. орденом Такова 2-й степени. Действительный член Одесского об-ва истории и древностей (23 апр. 1839); почетный член имп. Новороссийского ун-та (избран 13 дек. 1866); почетный член Московского об-ва любителей духовного просвещения (5 февр. 1870); почетный член и председатель Киевского отдела Славянского благотворительного комитета (21 дек. 1872); почетный член Московского об-ва садоводства (2 авг. 1873); действительный член Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те (избран 27 апр. 1878); действительный член Об-ва древнерусского искусства при Московском публичном музее; почетный член Церковно-археологического музея при КДА; действительный (2 мая 1879) и почетный член (31 марта 1881) имп. Русского археологического об-ва; действительный член Об-ва любителей церковного пения (26 апр. 1881). Почетный член Московской (1 окт. 1882) и Казанской (23 февр. 1883) Духовных Академий и имп. Палестинского Православного общества (со времени его создания 21 мая 1882).
Как коллекционер П. относился к числу тех рус. собирателей XIX - нач. XX в., к-рые (подобно В. И. Григоровичу, а еще ранее П. М. Строеву) полагали, что, увозя древние рукописи и их фрагменты из удаленных мон-рей, спасают их от гибели и забвения. При этом в случае с П. момент спасения несомненно наличествует, когда речь идет о рукописных книгах афонского мон-ря св. Павла, слав. собрание к-рого погибло при пожаре 1902 г. Характерной чертой П. как исследователя и собирателя, резко отличавшей его от др. коллекционеров, было то обстоятельство, что он последовательно отмечал происхождение рукописей, а также постоянно расписывался на кодексах, к-рыми пользовался (Дмитриевский. 1994. С. 166), что облегчает позднейшим исследователям работу по отождествлению фрагментов.
Слав. часть собрания П., насчитывающая 108 рукописей XI-XIX вв., в подавляющем большинстве южнослав. происхождения, изобилует раритетами. Среди них - 2 листа из Синайского глаголического Служебника XI в. (РНБ. Глаг. 2), лист из древнейшего датированного роскошного серб. памятника - Мирославова Евангелия-апракос 90-х гг. XII в. (РНБ. F. п. I. 93), второй по древности серб. кодекс - Вуканово Евангелие-апракос 1-го дес. XIII в. (РНБ. F. п. I. 83), лист из древнерус. нотированного триодного Стихираря (РНБ. Q. п. I. 39), древнейший (сер. (?) XIII в.) список Жития сщмч. Панкратия Тавроменийского (РНБ. Q. п. I. 33) - вывезены из Хиландарского мон-ря на Афоне, 2 листа из древнерус. Псалтири XII в. (РНБ. Q. п. I. 37), хранившейся в афонском мон-ре св. Павла, лист (РНБ. О. п. I. 11) из болг. Радомировой Псалтири XIII в., хранящейся в Зографском мон-ре, древнерусский Часослов сер. XIII в. из б-ки Синайского мон-ря (РНБ. Q. п. I. 38 и 57), 3 листа из болг. Драгановой Минеи праздничной (Зографского Трефология) кон. XIII в. (РНБ. Q. п. I. 40). Среди позднейших рукописей преобладают уже целые кодексы (см.: Бычков. 1885).